Главная   Контакты   В закладки
 
.:: Эзотерический портал Феникс - "Fenhuan" ::.
ВИКС
О нас
Форум
Персоналии
Контакты
Rambler's Top100
Главное Меню

Основные разделы

Библиотека

Сообщества

Поиск


 
 
Три подхода к вопросу о происхождении кармы
:fenhuan4вSunday 21 May 2006



Происхождение кармы
Магический, психологический и восточный подход вопросу о происхождении кармы

Кононов В.В.

Попробуем посмотреть механизмы происхождения кармы.
На самом деле многоплановый закон причин и следствий давно хорошо изучен. О нем было известно за много веков до нашей эры. Он присутствует во всех духовных и черномагических учениях. Но, люди часто пытаются его обойти, думая при этом, что они избегут последствий. Это - самообман.
Рассмотрим механизм работы закона причин и следствий с точки зрения магии. О его работе, на наш взгляд, очень неплохо написано в Энциклопедии оккультизма Г.О.М.[1]. Чтобы на пальцах показать работу причины и следствия автор использует философскую модель тернера, называя ее законом тернера (см. рис.1). Он утверждает, что мировая история зиждется на мистическом треугольнике. Приведем несколько строк из этого фолианта: Тернер
«Провидение озаряет своим светом Настоящее; Воля Человечества устремляется на созидание Будущего, но при этом ограничена в своих проявлениях Роком, который гвоздит ее Прошедшим. Если Воля Человечества соединяется, входит в союз с просвещающим влиянием Провидения, то она сильнее Рока: в это время история Человечества носит эволюционный характер.
Если Человечество закрывает глаза на это влияние Провидения и вступает в единоборство с Роком, то общего тезиса о ходе его истории высказать нельзя: все зависит от соотношения сил Воли и Рока.
Если Человечество сознательно борется своей Волею с Роком, подкрепленным указаниями Провидения, то Воля эта будет побеждена: ничего не выйдет. Если, наконец, Человечество присоединяет свою Волю к влияниям Рока, неблагоприятно оцениваемым Провидением, то реализации оказываются весьма мощными, весьма ощутимыми, но ход истории удаляет мир от принципа Гармонии и будет нуждаться в последующих исправлениях на пути решения Великой Задачи конечных целей существования Вселенной. Мировая история в это время инволютивна».
Далее, он останавливается на частном отражение мистического треугольника управляющим ходом событий в жизни души отдельного человека в течение определенного воплощения (реинкарнации) этой души.
«Провидение в отдельном человеческом экземпляре имеет представителем т. наз. совесть, которая абсолютно нейтральна, не толкает и не задерживает, а только освещает путь, указывая, как нейтрализовать для настоящего момента бинер добро - зло.
Воля человека определяет будущие события, но ограничена в их выборе т. наз. кармою. Эта карма есть как бы общий формуляр всех предыдущих инкарнаций души нашего человека. Он родился первый раз в благоприятных для приобретения мудрости условиях, как говорят - с чистой кармой; погрешал; во вторую инкарнацию ему, кроме задачи приобретения мудрости, еще предстоит очистить карму, что не обойдется без борьбы и страданий. Конечно, при этом втором рождении карма ставит его в менее благоприятные условия жизни.
Дальнейшие инкарнации следуют закону альтернатив отягчений и исправлений кармы, пока она окончательно не очистится. Очень отягченная карма, которую нельзя было исправить одними сознательными усилиями воли, отчасти исправляется самим элементом страдания в соответствующей ей инкарнации: страдания, на которые человек обречен кармою, могут быть настолько сильны, что отчасти искупают карму, даже в случае полной пассивности и сознательной злонамеренности субъекта в течение инкарнации».

Далее, приведены варианты выбора человеком тех или иных решений и показано к каким последствиям это приведет в дальнейшем.

«Вот какие комбинации вершин возможны для этой частной схемы Мистического Треугольника:
1. Воля заодно с Совестью против Кармы. Результат - очищение Кармы.
2. Воля заодно с Кармой против Совести. Это - т. наз. эгоистический оппортунизм. Результат - видимые удачи в жизни при наличности отягощения Кармы.
3. Борьба Воли с Кармой без консультации Совести. Результат не может быть формулирован в общем виде. Он зависит от отношения сил Воли и Кармы.
4. Воля против соединенных Кармы и Совести. Результат - неудачи в жизни и отягощение Кармы».

На самом деле это очень обобщенные выводы.

В индийской традиции эти вещи написаны более конкретно. Хотя, они тоже опираются на тернер – закон Трех гун. Рассмотрим вкратце этот закон:
Каждой гуне приписываются определенные свойства, которые, тем или иным образом, влияют на усугубление или нейтрализацию кармы.
Если человек пребывает в состоянии Саттвы, то в этом случае все способствует улучшения его кармы.
Все, что касается Раджас гунны, она может, как улучшать, так и ухудшать карму человека.
И, наконец, Тамас состояние ведет только к усугублению кармы.

Так какими критериями руководствоваться в выборе правильности поступков: религиозными предрассудками, изотерическими понятиями рока, понятьями восточной философии, или расплывчатым понятием совести?
Давайте поставим вопрос по-другому. В каком состоянии, физическом и психическом, человек делает меньше всего ошибок? Когда он поступает оптимально, в своем взаимодействии с окружающим миром? Когда ему легче включить интуицию и рациональный разум?
На эти вопросы очень хорошо ответили индусы. Они говорят, что человек поступает оптимальным способом именно тогда, когда он спокоен, ум его чист и ясен, физическое тело здорово, легко и уравновешенно. Это состояние они называют Саттвичным. Именно в этом состоянии, как говорят йоги, человек не создает карм. В других состояниях, таких как Тамасик и Ражасик, - карма создается или может создаваться.
Внизу приведем таблицу, которая вкратце может показать, в каком состоянии находится человек в плане мысли, эмоций и действий:

 Гуны

Саттва

Раджас

Тамас

Мысли

возвышенные, мудрые

похотливые, эгоистичные

беспечные, пустые

Сознание

возвышенное, мудрое

взбудораженное, спутанное

состояние тупости, безразличия, сонливости, лени, заблуждения, неведения, отсутствие распознавания

Эмоции

радость, довольствие, блаженство, счастье, все что сопряжено с приятностью

горячность, страсть, неудовлетворенность, вожделение, нетерпение, ненасытность, жадность, пристрастие, уныние, страдание, все что сопряжено с неудовлетворенностью и причиняет страдание

леность, отсутствие желания, томность, сонливость, равнодушие, беспечность

Состояние

тела

легкость, здоровье, гибкость, энергичность, гармония тела и движений

неугомонность, возбужденность в теле, резкость в движении и форме тела

медлительность, вялость, тучность и болезненность тела

Действия

лишенные привязанности, разумные, совершенные бесстрастно, без ненависти и желания плодов

выполненные ради осуществления желаний, себялюбивые, выполненные с большим усилием, гордые, предприимчивые

предпринятое по заблуждению, без осознания последствий или с пренебрежением их, грубые, нерадивые, ради гибели или вреда, бездействие по заблуждению и лени или душевной простоте. "Кто неразумный видит делателем себя одного - тот не видит"

Делатель

Считается саттвичным: свободный от привязанности, чистый, преисполненный твердости и решимости, неизменчивый при достижении и неудачи, не себялюбивый

Считается страстным: возбудимый, вожделеющий плодов дел, завистливый, себялюбивый, нечистый, подверженный радости и печали

Считается темным: пренебрегающий долгом, не преданный, грубый, упрямый, лживый, коварный, тупой, малодушный, медлительный

Знание

Считается саттвичным: которое видит во всех существах Единую сущность, вечную, Непреходящую, нераздельную в раздельном

Считается страстным: которое в следствие своей раздельности и неединства различает во всех существах многообразные сущности

Считается темным:      которое без основания привязано к единой цели как к всеобщей, не имеющее целью истину

Стойкость

сдерживающая действие манаса, жизненных сил и индрий, неуклонной йоги

с которой выполняется вожделение и дхарма, настойчиво преследующая корысть и связана желанием плодов

которая не освобождает сонливости, опасности, заблуждения, печали, обмана и греха

Радость

веселящая сердце, ослабляющая печали, после употребленных усилий и наступает с концом страдания, рожденная от ясности познания

от соединения чувств с предметами чувств, которая сначала подобна Амрите, а в последствии как яд и отрава

порожденная тупостью, леностью, беспечностью, сном, рожденная в ослепленном сознании

Жертва

приносимая сообразно закону, с чистым и благородным сердцем, а не ради воздаяния

приносимая ради плодов - лицемерна и является жертвой страстных

приносимая без веры, благословенья и мантр, беззаконная и приносимая  беззаконными - темна

Дар

даваемый без ожидания воздаяния, в надлежащем месте, в надлежащее время и уважаемому лицу

даваемый ради плодов или воздаяния, или неохотно

даваемый в ненадлежащем месте, в ненадлежащее время и недостойному, творимый без уважения, с презрением

Пища

повышающая долголетие, дающая крепость и силу организму, здоровье, бодрость и хорошее самочувствие, сочная маслянистая, вкусная, укрепляющая

острая, кислая, соленая, слишком горячая, обжигающая, жгучая, возбуждающая, сухая - причиняет страдания и приятна страстным

испорченная, безвкусная, нечистая, переночевавшая, оставшаяся от трапезы, негодная для жертвы

Разум

знающий правильное начинание и прекращение, подлежащее выполнению и не подлежащее ему, знающий опасность и безопасность, узы и освобождение от уз.

Если разум познает не соответственно: Дхарму и Адхарму, порок и добродетель, подлежащее и не подлежащее свершению

окутанный тьмой, принимающий Адхарму за Дхарму, порок за добродетель, беззаконие за закон и все вещи извращенно - темен

Тапас

сердца

Ясность сердца, кротость, молчаливость, самообладание, чистота жизни

напористость, несдержанность, словообильность, разбросанность в жизни

инертность, тугодумие, порочная жизнь


В Северной Америке на карму смотрели несколько иначе, чем в западных и восточных культурах. Индейцы принимали сознательные решения с учетом того, как они могут отразиться на судьбе племени и на судьбе следующих семи поколений. Прежде чем убить животное или срубить дерево, они интуитивно чувствовали, как это отзовется на потомках. В некоторых племенах не существовало физических наказаний за преступления. С виновником старейшины племени проводили долгие беседы, пока он не осознавал всех последствий своего проступка. Все американские индейцы верили, что каждый пос¬тупок оказывает влияние на весь окружающий их мир. Они интуитивно понима¬ли, что все в жизни переплетено, где все вещи взаимосвязаны и взаимозависимы. Нечаянная смерть бабочки в скалистых Андах, может послужить одной из причин возникновения торнадо у берегов Филип¬пин.
Кстати, в России есть похожий взгляд на карму и существует понятие, так называемой, родовой кармы, когда поступки наших предков отражаются на нас и наших детях вплоть до седьмого колена.

Нельзя забывать о самой сути механизма работы причин и следствий, на который профаны очень часто не обращают внимание, – это многоплановость работы причин и следствий. Люди часто забывают, что на первом месте причины зарождения кармы стоит побуждение, затем мысль и сопровождающая ее эмоция, а поступок или результат действия часто является второстепенным фактором. Т.е. в образовании карм существует строгая иерархия глубинных и поверхностных причин и следствий. В жизни, конечно, прошлое неотделимо от настоящего и влияет на будущее, однако, в каждом конкретном случае проявление последствий карм имеет свои исключения.

С точки зрения психологии карму можно отождествить с незавершенными гештальтами. Гештальт-терапия говорит о, так называемых, гештальтах, незавершенность которых приводит человека к постоянным психологическим проблемам, а, как следствие, человек становится неадекватен в своем восприятии внешнего и внутреннего мира.
Под незавершенным гештальтом подразумевается незавершенность психоэмоциональной ситуации, которая не была отреагирована полностью. Сюда – же можно отнести нереализованность наших стремлений, желаний, действий и т.п.
Психологические зажимы и барьеры накапливаются в человеке из месяца в месяц. Это все, что мы себе не позволили, что мы в себе подавляли, терпели, не решались сказать или сделать и т.п. Такие незавершенные гештальты накапливаются хроническими застойными очагами, которые усугубляют и усугубляют как внешнюю социальную ситуацию, так и внутренние очаги напряжения, что в дальнейшем приводит к болезням.
Однако, разобраться со своими проблемами без грамотного гештальт-терапевта человек в одиночку, как правило, не может.
Поэтому, как нам кажется, если человек хочет самостоятельно улучшить свою карму, ему лучше всего в этом вопросе придерживаться индийской традиции, нежели магического или психологического подхода.

Литература

1. "Курс энциклопедии оккультизма" читанный Г.О.М. в 1911-1912 академическом году в городе Санкт-Петербурге, Издательство: Энигма, 2004 г.



  Рейтинг
 
Эта статья была оценена:  10.0 - 2 голосов

Date / Time
 
Тренинги Тренинги, семинары, курсы, обучение
Articles

Велкам

Имя:

Пароль:




Запомнить меня

[ Регистрация ]
[ Вспомнить пароль? ]

Rambler's Top100
Все права на информацию принадлежат авторам и владельцам сайта
Наверх