|
|
|
Три подхода к вопросу о происхождении кармы
:fenhuan4вSunday 21 May 2006
Происхождение кармы
Магический, психологический и восточный подход вопросу о происхождении кармы
Кононов В.В.
Попробуем посмотреть механизмы происхождения кармы.
На самом деле многоплановый закон причин и следствий давно хорошо изучен. О нем было известно за много веков до нашей эры. Он присутствует во всех духовных и черномагических учениях. Но, люди часто пытаются его обойти, думая при этом, что они избегут последствий. Это - самообман.
Рассмотрим механизм работы закона причин и следствий с точки зрения магии. О его работе, на наш взгляд, очень неплохо написано в Энциклопедии оккультизма Г.О.М.[1]. Чтобы на пальцах показать работу причины и следствия автор использует философскую модель тернера, называя ее законом тернера (см. рис.1). Он утверждает, что мировая история зиждется на мистическом треугольнике. Приведем несколько строк из этого фолианта:
«Провидение озаряет своим светом Настоящее; Воля Человечества устремляется на созидание Будущего, но при этом ограничена в своих проявлениях Роком, который гвоздит ее Прошедшим. Если Воля Человечества соединяется, входит в союз с просвещающим влиянием Провидения, то она сильнее Рока: в это время история Человечества носит эволюционный характер.
Если Человечество закрывает глаза на это влияние Провидения и вступает в единоборство с Роком, то общего тезиса о ходе его истории высказать нельзя: все зависит от соотношения сил Воли и Рока.
Если Человечество сознательно борется своей Волею с Роком, подкрепленным указаниями Провидения, то Воля эта будет побеждена: ничего не выйдет. Если, наконец, Человечество присоединяет свою Волю к влияниям Рока, неблагоприятно оцениваемым Провидением, то реализации оказываются весьма мощными, весьма ощутимыми, но ход истории удаляет мир от принципа Гармонии и будет нуждаться в последующих исправлениях на пути решения Великой Задачи конечных целей существования Вселенной. Мировая история в это время инволютивна».
Далее, он останавливается на частном отражение мистического треугольника управляющим ходом событий в жизни души отдельного человека в течение определенного воплощения (реинкарнации) этой души.
«Провидение в отдельном человеческом экземпляре имеет представителем т. наз. совесть, которая абсолютно нейтральна, не толкает и не задерживает, а только освещает путь, указывая, как нейтрализовать для настоящего момента бинер добро - зло.
Воля человека определяет будущие события, но ограничена в их выборе т. наз. кармою. Эта карма есть как бы общий формуляр всех предыдущих инкарнаций души нашего человека. Он родился первый раз в благоприятных для приобретения мудрости условиях, как говорят - с чистой кармой; погрешал; во вторую инкарнацию ему, кроме задачи приобретения мудрости, еще предстоит очистить карму, что не обойдется без борьбы и страданий. Конечно, при этом втором рождении карма ставит его в менее благоприятные условия жизни.
Дальнейшие инкарнации следуют закону альтернатив отягчений и исправлений кармы, пока она окончательно не очистится. Очень отягченная карма, которую нельзя было исправить одними сознательными усилиями воли, отчасти исправляется самим элементом страдания в соответствующей ей инкарнации: страдания, на которые человек обречен кармою, могут быть настолько сильны, что отчасти искупают карму, даже в случае полной пассивности и сознательной злонамеренности субъекта в течение инкарнации».
Далее, приведены варианты выбора человеком тех или иных решений и показано к каким последствиям это приведет в дальнейшем.
«Вот какие комбинации вершин возможны для этой частной схемы Мистического Треугольника:
1. Воля заодно с Совестью против Кармы. Результат - очищение Кармы.
2. Воля заодно с Кармой против Совести. Это - т. наз. эгоистический оппортунизм. Результат - видимые удачи в жизни при наличности отягощения Кармы.
3. Борьба Воли с Кармой без консультации Совести. Результат не может быть формулирован в общем виде. Он зависит от отношения сил Воли и Кармы.
4. Воля против соединенных Кармы и Совести. Результат - неудачи в жизни и отягощение Кармы».
На самом деле это очень обобщенные выводы.
В индийской традиции эти вещи написаны более конкретно. Хотя, они тоже опираются на тернер – закон Трех гун. Рассмотрим вкратце этот закон:
Каждой гуне приписываются определенные свойства, которые, тем или иным образом, влияют на усугубление или нейтрализацию кармы.
Если человек пребывает в состоянии Саттвы, то в этом случае все способствует улучшения его кармы.
Все, что касается Раджас гунны, она может, как улучшать, так и ухудшать карму человека.
И, наконец, Тамас состояние ведет только к усугублению кармы.
Так какими критериями руководствоваться в выборе правильности поступков: религиозными предрассудками, изотерическими понятиями рока, понятьями восточной философии, или расплывчатым понятием совести?
Давайте поставим вопрос по-другому. В каком состоянии, физическом и психическом, человек делает меньше всего ошибок? Когда он поступает оптимально, в своем взаимодействии с окружающим миром? Когда ему легче включить интуицию и рациональный разум?
На эти вопросы очень хорошо ответили индусы. Они говорят, что человек поступает оптимальным способом именно тогда, когда он спокоен, ум его чист и ясен, физическое тело здорово, легко и уравновешенно. Это состояние они называют Саттвичным. Именно в этом состоянии, как говорят йоги, человек не создает карм. В других состояниях, таких как Тамасик и Ражасик, - карма создается или может создаваться.
Внизу приведем таблицу, которая вкратце может показать, в каком состоянии находится человек в плане мысли, эмоций и действий:
Гуны
|
Саттва
|
Раджас
|
Тамас
|
Мысли
|
возвышенные, мудрые
|
похотливые, эгоистичные
|
беспечные, пустые
|
Сознание
|
возвышенное, мудрое
|
взбудораженное, спутанное
|
состояние тупости, безразличия, сонливости, лени,
заблуждения, неведения, отсутствие распознавания
|
Эмоции
|
радость, довольствие, блаженство, счастье, все что
сопряжено с приятностью
|
горячность, страсть, неудовлетворенность, вожделение,
нетерпение, ненасытность, жадность, пристрастие, уныние, страдание, все что
сопряжено с неудовлетворенностью и причиняет страдание
|
леность, отсутствие желания, томность, сонливость,
равнодушие, беспечность
|
Состояние
тела
|
легкость, здоровье, гибкость, энергичность, гармония тела
и движений
|
неугомонность, возбужденность в теле, резкость в движении и
форме тела
|
медлительность, вялость, тучность и болезненность тела
|
Действия
|
лишенные привязанности, разумные, совершенные бесстрастно,
без ненависти и желания плодов
|
выполненные ради осуществления желаний, себялюбивые,
выполненные с большим усилием, гордые, предприимчивые
|
предпринятое по заблуждению, без осознания последствий
или с пренебрежением их, грубые, нерадивые, ради гибели или вреда,
бездействие по заблуждению и лени или душевной простоте. "Кто неразумный видит
делателем себя одного - тот не видит"
|
Делатель
|
Считается
саттвичным: свободный от привязанности,
чистый, преисполненный твердости и решимости, неизменчивый при достижении и
неудачи, не себялюбивый
|
Считается
страстным: возбудимый, вожделеющий плодов
дел, завистливый, себялюбивый, нечистый, подверженный радости и печали
|
Считается
темным: пренебрегающий долгом, не
преданный, грубый, упрямый, лживый, коварный, тупой, малодушный, медлительный
|
Знание
|
Считается
саттвичным: которое видит во всех
существах Единую сущность, вечную, Непреходящую, нераздельную в раздельном
|
Считается
страстным: которое в следствие своей
раздельности и неединства различает во всех существах многообразные сущности
|
Считается
темным: которое без
основания привязано к единой цели как к всеобщей, не имеющее целью истину
|
Стойкость
|
сдерживающая действие манаса, жизненных сил и индрий,
неуклонной йоги
|
с которой выполняется вожделение и дхарма, настойчиво
преследующая корысть и связана желанием плодов
|
которая не освобождает сонливости, опасности,
заблуждения, печали, обмана и греха
|
Радость
|
веселящая сердце, ослабляющая печали, после употребленных
усилий и наступает с концом страдания, рожденная от ясности познания
|
от соединения чувств с предметами чувств, которая сначала
подобна Амрите, а в последствии как яд и отрава
|
порожденная тупостью, леностью, беспечностью, сном,
рожденная в ослепленном сознании
|
Жертва
|
приносимая сообразно закону, с чистым и благородным
сердцем, а не ради воздаяния
|
приносимая ради плодов - лицемерна и является жертвой
страстных
|
приносимая без веры, благословенья и мантр, беззаконная
и приносимая беззаконными -
темна
|
Дар
|
даваемый без ожидания воздаяния, в надлежащем месте, в
надлежащее время и уважаемому лицу
|
даваемый ради плодов или воздаяния, или неохотно
|
даваемый в ненадлежащем месте, в ненадлежащее время и
недостойному, творимый без уважения, с презрением
|
Пища
|
повышающая долголетие, дающая крепость и силу организму,
здоровье, бодрость и хорошее самочувствие, сочная маслянистая, вкусная,
укрепляющая
|
острая, кислая, соленая, слишком горячая, обжигающая,
жгучая, возбуждающая, сухая - причиняет страдания и приятна страстным
|
испорченная, безвкусная, нечистая, переночевавшая,
оставшаяся от трапезы, негодная для жертвы
|
Разум
|
знающий правильное начинание и прекращение, подлежащее
выполнению и не подлежащее ему, знающий опасность и безопасность, узы и
освобождение от уз.
|
Если разум познает не соответственно: Дхарму и Адхарму,
порок и добродетель, подлежащее и не подлежащее свершению
|
окутанный тьмой, принимающий Адхарму за Дхарму, порок
за добродетель, беззаконие за закон и все вещи извращенно - темен
|
Тапас
сердца
|
Ясность сердца, кротость, молчаливость, самообладание,
чистота жизни
|
напористость, несдержанность, словообильность,
разбросанность в жизни
|
инертность, тугодумие, порочная жизнь
|
В Северной Америке на карму смотрели несколько иначе, чем в западных и восточных культурах. Индейцы принимали сознательные решения с учетом того, как они могут отразиться на судьбе племени и на судьбе следующих семи поколений. Прежде чем убить животное или срубить дерево, они интуитивно чувствовали, как это отзовется на потомках. В некоторых племенах не существовало физических наказаний за преступления. С виновником старейшины племени проводили долгие беседы, пока он не осознавал всех последствий своего проступка. Все американские индейцы верили, что каждый пос¬тупок оказывает влияние на весь окружающий их мир. Они интуитивно понима¬ли, что все в жизни переплетено, где все вещи взаимосвязаны и взаимозависимы. Нечаянная смерть бабочки в скалистых Андах, может послужить одной из причин возникновения торнадо у берегов Филип¬пин.
Кстати, в России есть похожий взгляд на карму и существует понятие, так называемой, родовой кармы, когда поступки наших предков отражаются на нас и наших детях вплоть до седьмого колена.
Нельзя забывать о самой сути механизма работы причин и следствий, на который профаны очень часто не обращают внимание, – это многоплановость работы причин и следствий. Люди часто забывают, что на первом месте причины зарождения кармы стоит побуждение, затем мысль и сопровождающая ее эмоция, а поступок или результат действия часто является второстепенным фактором. Т.е. в образовании карм существует строгая иерархия глубинных и поверхностных причин и следствий. В жизни, конечно, прошлое неотделимо от настоящего и влияет на будущее, однако, в каждом конкретном случае проявление последствий карм имеет свои исключения.
С точки зрения психологии карму можно отождествить с незавершенными гештальтами. Гештальт-терапия говорит о, так называемых, гештальтах, незавершенность которых приводит человека к постоянным психологическим проблемам, а, как следствие, человек становится неадекватен в своем восприятии внешнего и внутреннего мира.
Под незавершенным гештальтом подразумевается незавершенность психоэмоциональной ситуации, которая не была отреагирована полностью. Сюда – же можно отнести нереализованность наших стремлений, желаний, действий и т.п.
Психологические зажимы и барьеры накапливаются в человеке из месяца в месяц. Это все, что мы себе не позволили, что мы в себе подавляли, терпели, не решались сказать или сделать и т.п. Такие незавершенные гештальты накапливаются хроническими застойными очагами, которые усугубляют и усугубляют как внешнюю социальную ситуацию, так и внутренние очаги напряжения, что в дальнейшем приводит к болезням.
Однако, разобраться со своими проблемами без грамотного гештальт-терапевта человек в одиночку, как правило, не может.
Поэтому, как нам кажется, если человек хочет самостоятельно улучшить свою карму, ему лучше всего в этом вопросе придерживаться индийской традиции, нежели магического или психологического подхода.
Литература
1. "Курс энциклопедии оккультизма" читанный Г.О.М. в 1911-1912 академическом году в городе Санкт-Петербурге, Издательство: Энигма, 2004 г.
|
|
| |
|
|
|
Эта статья была оценена:           10.0 - 2 голосов
|
|
| |
|
| |