Главная   Контакты   В закладки
 
.:: Эзотерический портал Феникс - "Fenhuan" ::.
ВИКС
О нас
Форум
Персоналии
Контакты
Rambler's Top100
Главное Меню

Основные разделы

Библиотека

Сообщества

Поиск


 
 
Эволюция Вселенной, появление элементов.
:fenhuan4вTuesday 26 September 2006



Эволюция Вселенной, появление элементов.


Кононов В.В.

Согласно восточным представлениям, мир в начале своего возникновения представлял собой некое нерасчлененное недифференцированное целое - хаотическое единство.
Эволюция Вселенной началось с контакта Пуруши (Я, духа или атмана) с Пракрити (первичная материя). Пракрити, вступая в связь с Пурушей, образует мир объектов, обладающий более «узкой специализацией», чем недифференцированное целое, имеющей при этом своим набором качеств и функции. Пуруша при взаимодействии с пракрити выводит ее из равновесия и побуждая к эволюции. Эволюция не может начаться при наличии одной материи (пракрити), т.к. последняя неразумна. В то же время, Пуруша не может проявить себя без пракрити, будучи пассивной.
Союз пуруши с пракрити приводит к нарушению равновесия гун. Одна из гун раджас, являясь по природе активной, первой нарушает мировой покой. Происходит первая дифференциация, на «Я» и «Не Я», на субъект и воспринимаемый объект, на сознание и весь остальной внешний мир, воспринимаемый им.
Затем, благодаря активности раджаса, начинают вибрировать и остальные гуны. Это вызывает сильное волнение в бесконечных недрах Пракрити, причем каждая из гун пытается установить свое господство над другими. В результате, происходит дальнейшая дифференциация внешнего мира.
Дальнейшая постепенная дифференциация трех гунн и их соединение в различных комбинациях и пропорциях, порождает те или иные объекты мира.

Т.е. эволюция совершается следующим образом:
Первым продуктом эволюции пракрити является Махат или Буддхи.

С точки зрения космоса этот продукт является великим зародышем огромного мира объектов и потому называется Махат, т.e. великое единство, или Махататва (основа Великого), - нерасчлененная потенциальная энергия. В Ведах об этом говорится как о божественном сознании или божественной искре (Хиранья), т.е. сотворенный Бог Хиранья Гарбха - первоначальный Бог сотворенного мира. Хиранья Гарбха – защитник и господин Вселенной и от этого божественного воодушевления возник целиком весь сотворенный мир.

С точки зрения субъекта первичный продукт эволюции – это Буддхи, которым является интеллект. Интеллект возникает, когда в пракрити преобладает элемент Саттва.
Его естественной функцией является обнаружение себя и других вещей. Поэтому в чистом виде (саттвика) интеллект имеет такие атрибуты, как добродетель (дхарма), познание (джняна), отрешенность (вайгарья) и превосходство (айшварья).

Интеллект же, испорченный тамасом, приобретает такие противополож¬ные атрибуты, как неведение (аджняна), привязанность (асакти), порок (адхарма) и несовершенство (ашакти или анайшварьйя).
Буддхи ближе всего стоит к «Я», отражая сознание, так что интеллект сам становится сознательным и разумным. Ум и чувства же функционируют для интеллекта, а последний функционирует непосредственно для «Я» и дает ему возможность отличить себя от пракрити и познавать мир и самого себя.
Вторым продуктом пракрити является Аханкара (Эго человека), которая возникает непосредственно из Махат.

Функция Аханкары заключается в ощущении "я и мое" (абхимана). Благодаря этому чувству "я" рассматривает себя, конечно ошибочно, в качестве носителя или причины действий и считает себя желающим и стремящимся к достижению целей, чем-то таким, что имеет, свойства. Аханкара - это понимание себя как «Я» (ахам) и объектов – как «моих».
Аханкара может прибывать в трех состояниях, в зависимости от преобладания в ней той или иной из трех гунн.
Если преобладает элемент саттва, Аханкара имеет вид Вайкарику или Саттвику.

Преобладание раджаса порождает Тайджас или Раджасик.
Преобладание же тамаса в Аханкаре порождает Бхутади или Тамасик.
Из Саттвика аханкары происходит манас (ум), который есть только чувство.
Из Раджаса аханкары возникает десять органов: пять органов воспри¬ятия (джнянендрия) и пять органов действия (кармендрия).
Пять тонких элементов (танматра) происходят из Тамаса аханкары.

Пять органов восприятия (познания) – Буддхиндрия - это чувства зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Они воспринимают, соответственно, физические качества цвета, звука, запаха, вкуса, твердости и развиваются из аханкары для удовлетворения желаний «я». Желание «я» наслаждаться объектами создает как объекты, так и органы наслаждения ими.
Органы действия (кармендрия) находятся во рту, в руках, ногах, анусе и в половых органах. Они выполняют, соответственно, функции речи, хватания, передвижения, очищения и воспроизводства.
Манас (ум) - это центральный орган, орган познания и действия.
Манас, аханкара и буддхи (т.е. ум, Эго и интеллект) являются тремя внутренними органами, а органы чувств (зрения, слуха и т.д.) и органы действия называются внешними или Антахкарана и Бахьякарана.

Пять тонких элементов (Танматра) являются потенциальными элементами, основными сущностями звука, осязания, цвета, вкуса и обоняния. Они весьма тонки и не могут быть восприняты обычным образом, хотя йогины могут воспринимать их.

Из тонких элементов, благодаря их дальнейшей дифференциации, возникают пять вещественных физических элементов:

1. Сначала возникает деление на пространство и время и то, что существует в этом пространстве и времени. Так появляется стихия пространства и времени, называющаяся эфиром. Эфир возникает из сущности звука (шабда-танматра) - с качеством звука, воспринимающимся ухом.
2. В результате дальнейшей дифференциации пространства и времени, возникает стихия воздуха и все остальное, что существует в ней. Из сочетания сущности осязания (спарша - танматра) с сущностью звука (шабда-танматра) - возникает Воздух с атрибутом звука и осязания.
3. Дальнейшая дифференциация приводит к следующему. Из сущности цвета (рупа-танматра), смешанной с Шабда и Спарша-танматра - возникает свет или огонь со свойствами звука, осязания и цвета.
4. Далее происходит возникновение элемента Воды, благодаря сочетанию сущности вкуса (раса-танматра), с сущностями звука, осязания и цвета, Элемент Воды при этом получает качества звука, осязания, цвета и вкуса.
5. И, наконец, последний основной элемент Земли получается в результате сочетания сущности обоняния (гандха-танматра) с предыдущими четырьмя сущностями. Элемент Земли имеет все пять качеств: звук, осязание, цвет, вкус и обоняние.


Весь ход эволюции от пракрити до физических вещественных объектов идет в двух направлениях - психическом (Пратья-сарга, или Буддха-сарга) и физическом (Танматра-сарга или Бхаутика-сарга).

Первый идет по пути возникновения из пракрити интеллекта, аханкары и одиннадцати сенсорно-моторных органов и их развития.

Второй идет по пути создания физических элементов (махабхута) и их продуктов из пяти тонких физических сущностей (танматра).
Тонкие физические элементы не дают обыкновенным существам никаких удовольствий, поскольку являются нечувствительными, называются Авишеша, т.е. лишенными специфических воспринимаемых свойств.
Физические же элементы и их продукты, обладая специфическими свойствами, взывающие наслаждение и страдание, либо притупляющие ум или чувства, называются Вишеша, т.е. не лишенные специфических воспринимаемых свойств.
Эти специфические объекты делятся на вещественные элементы, вещественные тела, порожденные родителями (стхула шарира), и тонкие тела (сукшма, или линга шарира).
Вещественное тело состоит из пяти вещественных элементов, хотя не¬которые и думают, что оно создано из четырех или только из одного элемента. Тонкое тело образуется в результате сочетания Буддхи, Аханкары, одиннадцати сенсорно моторных органов и пяти тонких элементов (танматра).
Вещественное тело является основой тонкого тела, поскольку интеллект (буддхи), аханкара («я») и чувства не могут существовать без некоторого физического базиса.

Развитие Вселенной в индийской философии [1] подразумевает игру двадцати четырех начал, из которых пракрити является первым, пять вещественных тел - являются последними, а тринадцать органов (карана) и пять тонких элементов (танматра) посредствующими. Но, поскольку вселенная обязательно связана с миром многих «Я», - свидетелей ее существования - и теми, кто наслаждается ею, она не существует независимо ни от чего (сама по себе). Мир не является ни движением слепых атомов, ни полем применения слепых механических сил, производящих его без всякой цели. Мир пропитан Пурушей (Высшем духом) и служит ей.
Превращение Пракрити в мир объектов предоставляет духу возможность наслаждаться или страдать в соответствии с его достоинствами или недостатками. Но, конечной целью эволюции пракрити является свобода (мукти) «Я». Именно в полной моральных испытаний жизни, в развивающейся вселенной «Я» осознает свою истинную природу.

Литература


1. Сатисчандра Чаттерджи, Дхирендрамохан Дата. Древняя индийская философия. Пер. с англ., под ред. В.И.Кальянова, Изд. «Иностранной литературы», М.1954 г.


  Рейтинг
 
Нет оценок

Date / Time
 
Тренинги Тренинги, семинары, курсы, обучение
Articles

Велкам

Имя:

Пароль:




Запомнить меня

[ Регистрация ]
[ Вспомнить пароль? ]

Rambler's Top100
Все права на информацию принадлежат авторам и владельцам сайта
Наверх