Главная   Контакты   В закладки
 
.:: Эзотерический портал Феникс - "Fenhuan" ::.
ВИКС
О нас
Форум
Персоналии
Контакты
Rambler's Top100
Главное Меню

Основные разделы

Библиотека

Сообщества

Поиск


 
 
Пратьяхара.
:fenhuan4вThursday 28 June 2007



Пратьяхара
Пратьяхара.

Кононов В.В.
июнь 2006 г.

Пратьяхара प्रत्याहार, (Pratyahara) с санскрита переводится как: отклонение, уклонение, отвлечение от объектов чувств (которые делятся на внутренние и внешние).
Пратьяхара - это пятая ступень в восьмеричной лестнице йоги. Это то, с чего начинается Раджа йога.
Это последний рубеж, преодолев который мы полностью перестаем быть рабами нашего тела. Нам остается только научиться контролировать наш ум. Этим и начинает заниматься Пратьяхара и следующие ступени йоги - Дхарана и Дхьяна.
Слышать звуки, но не слышать их; смотреть на объекты восприятия, но не видеть их, - вот этому учит пятая ступень йоги.
Есть такие тренировки у космонавтов, когда их погружают в специальную ванну, где они перестают полностью ощущать свое тело. Плотность и температура воды в этой ванне такова, что тело не чувствует своих границ и гравитации, плавая во взвешенном состоянии. Вокруг испытуемого создается «абсолютная тишина», глаза и рот закрыты, а температура вдыхаемого воздуха равна температуре тела и он ничем не пахнет. У космонавта создается полная иллюзия, что вокруг него мир не существует, он остается один на один со своим собственным внутренним миром. Он слышат звуки, которые издают внутренние органы его тела. Он ощущает, как пульсовые волны перекатываются по кровеносной системе, как нервные окончания передают его мозгу информацию обо всех процессах, которые происходят в его теле.
Находясь в таком необычном состоянии, человек полностью отключен от всех внешних объектов чувств.
Хотя, казалось бы, человек искусственно отвлечен от всех внешних объектов чувств, но он не практикует при этом пратьяхары, поскольку его начинают беспокоить внутренние объекты чувств. И по рассказам испытуемых это часто бывает невыносимо тяжело выдержать. Через некоторое время внутренние шумы организма кажутся грохочущими волнами внутренних «бурь», происходящих в теле испытуемого.
Конечно, практиковать пратьяхару в таких ваннах намного легче, чем в миру. Не зря йогины уходили в пещеры, прятались в монастыри, где тишина, покой, постоянная температура, отсутствие людской суеты позволяли им спокойно совершенствоваться в своих ежедневных практиках.
Пратьяхара считается освоенной тогда, когда человек не «слышит», не видит, не чувствует и не ощущает ни внешних, ни внутренних раздражителей. Когда внешнего и внутреннего физического мира «нет», а он (человек) остается один на один только со своим умом.
Одним из видов пратьяхары является глубокое погружение в управляемый сон или самогипноз.
Мой достопочтеннейший учитель К. Н. Николаев в совершенстве владел техникой самогипноза. Он также умел отключать боль в любом месте организма, слышать звуки не слыша их, видеть объекты не воспринимая их и т.п.
Никакие практики Асан и Пранаям для приобретения подобных навыков, к сожалению, не пригодны. Они только подготавливают ученика к следующей ступени - Пратьяхаре.
Когда человек утверждает, что он выполняет Дхарану, не утвердившись в пранаяме и пратьяхаре – он просто заблуждается, находясь в иллюзии. Он зря проводит время, погружаясь в сладкие грезы «медитации», особенно если это делается под музыку!

Прыгнуть через ступень в йоге невозможно!

А теперь следует сказать несколько слов о кундалини. Ее пробуждение, как не покажется странно для многих ищущим совершенства современных людей, не связано с практикой пратьяхары. Наоборот, если чело (ученик) не утвердился в пратьяхаре, любое спонтанное движение кундалини и, особенно ее подъем и «зависание» в определенных центрах -
чакрах, ведет к печальным последствиям.
Если человек и без подъема кундалини не может отвлечь свои индрии от внешних и внутренних объектов восприятия, то, что с ним будет, когда эти объекты под действием кундалини начнут «фонить» в десятки, сотни раз сильнее, чем до ее пробуждения и подъема?
Осваивая пратьяхару, человек приобретает полный контроль над всеми органами чувств.
Всё, что приятно, является чувственностью (вишая); она оставляет за собой тень васаны (пагубного желания), которое, в конце концов, становится причиной оков. Пратьяхара преодолевает стремления органов чувств к чувственности[1].
Там, где начинается Пратьяхара, там заканчивается Кама - чувственность.
Для адепта освоившего пратьяхару, ученье Камы-сутры превращается из инструмента к наслаждению в средство достижения контроля над самым сильным инстинктом человека.
Освоение Пратьяхары начинается, прежде всего, с работы с умом. Конечно, если человек ранее практиковал Пранаяму, подчинить контролю ум будет значительно легче.

Цель практики Пратьяхары - добиться умения отвлечения ума от объектов чувств. Дело в том, что человеческому уму свойственно постоянное движение и просто заставить его отвлечься от объектов восприятия поначалу просто невозможно. Его можно только переключить, подсунув ему более интересный для него другой объект восприятия.
Этот механизм переключения ума и был положен моим учителем (К. Н. Николаевым) в основу практик пратьяхары. Он предлагал нам концентрировать свое внимание на самих ощущениях, идущих от одного из пяти органов чувств. Причем, вначале брались приятные для нашего восприятия и интересные для нашего ума объекты. Затем, по мере того как наша концентрация внимания на объекте восприятия усиливалась, «ограничение» ума в рамках восприятия росло. Мы могли уже настолько сильно сосредоточиться на выбранном объекте чувств, что переставали замечать другие.
С течением времени учитель усложнял нашу практику, заменяя приятные объекты, неприятными. При этом мы должны были уметь отключить свои органы чувств от неприятных объектов. Для этого мы пользовались вначале методом замещения образа и качества объекта. Об этих методах я расскажу позднее, когда мы остановимся непосредственно на самих практиках пратьяхары.
Говоря о практиках пратьяхары, нельзя не остановиться на эмоциях.
Эмоции – это наши реакции на внешние и внутренние события, происходящие с нами. Если человек привязан не только к объектам чувств, но и к самим эмоциональным реакциям, то ему еще труднее осуществить полный контроль над своими индриями (органами чувств). Йоги выделяют 10 индрий - пять познавательных и пять деятельных.

1. Свами Сатья Пракаш Сарасвати, «Раджа Йога Патанжали», Перевод: А.П.Очаповский. Уфа, 2002


  Рейтинг
 
Нет оценок

Date / Time
 
Тренинги Тренинги, семинары, курсы, обучение
Articles

Велкам

Имя:

Пароль:




Запомнить меня

[ Регистрация ]
[ Вспомнить пароль? ]

Rambler's Top100
Все права на информацию принадлежат авторам и владельцам сайта
Наверх