Слово Prana состоит из двух слов: pra – префикс указывающий у глаг. и сущ. - направление вперед, в сторону, наружу и an - дышать, или ana – дыхание, основа (жизни). Т.е. дословно прана может переводится как основа жизни, жизненный ток, дыхание, энергия, воздух [1]. Прана (аналог в Китайской традиции понятию Янг) это сумма всех энергии Вселенной, источник всех сил, движения, даже мышления . Это принцип жизни. Это жизненная сила, Сукшма[2].
В индийской метафизике - прану отождествляют с Пракрити, подчеркивая тем самым, что она является основной движущей силой материального мира.
В человеке прана образует оболочки (Пранамая коша) вокруг души - высшего «Я». Пранамая коша является связующим звеном между аннамая и маномая кошами. Будучи невидимой, она становится проявленной, когда вызывает движение в других. Она является силой, стоящей за всеми движениями в теле. Прана весьма напоминает пружину в часах; она приводит в движение весь механизм [3].
Йоги считают, что в тонком теле человека имеется система циркуляции праны, она подобна системе кровообращения или дыхания. Эта система называется тонким праническим телом и состоит из сети каналов называемых Нади.
Дыхание это лишь внешнее проявление, видимый эффект действия праны; прана существует как основа дыхания; она лежит в основе всякой мышечной деятельности. Прана объединяет микрокосмос человека с макрокосмосом вселенной.
Она вдыхает жизнь в неживую материю. С исчезновением праны жизнь покидает тело, человек умирает.
Ум человека функционирует посредством праны. Когда прана вибрирует, то в сознании человека появляются мысли. Если дыхание замедляется, то и мысли замедляют свой бег. Человеческое дыхание, управляемое мыслью под контролем воли, является оживляющей, восстанавливающей силой. Эта сила может быть использована сознательно для самосовершенствования, для лечения множества неизлечимых болезней и для многих других полезных целей. Хатха йоги считают, что Прана Таттва главнее Манас Таттвы (ума), поскольку Прана присутствует даже тогда, когда ум отсутствует - во время глубокого сна. Следовательно, Прана играет более жизненно важную роль, чем ум.
Движение Праны в теле называют Вайю - это жизненный ветер, связанный с чакрой Анахата и сердечным сплетением. Вайю - является главной очищающей силой и главным действующим элементом в организме, он управляет и питает все железы в организме, нервы, вены, ткани я т.д.
Активный и здоровый Вайю дает человеку самоконтроль, уравновешенный темперамент, чистоту ума и сердца.
Недостаток энергии Вайю ведет к умственной неустойчивости, болтливости, неблагодарности, склонности к оскорблению своих благожелателей, этот человек слабый и тощий, но тороплив в движениях. Вайю имеет пять категорий, действующих в нашем теле: Прана, Апана, Сомана, Удана, Вьяна. Прана - осуществляет вдох и выдох. Апана - выполняет функции питания и экскреции. Самана - выполняет функцию пищеварения. Въяна - выполняет функцию кровообращения. Удана - выполняет функцию глотания. Она помещает индивидуума во время сна в сердце. Она отделяет астральное тело от физического тела в момент смерти
Согласно упанишадам существуют еще пять вспомогательных пран: нага, курма, крикаля, дэвадатта и дхананджая, которые должны функционировать в пределах своих собственных специфических узких (маленьких) областей, указанных ниже: Нага – управляет отрыжкой. Курма – связана с закрыванием глаз. Крикаля – помогает при пищеварении. Дэвадатта – выделяется при зевании. Дхананджая – питает тело.
Пране предписано осуществлять свою деятельность от Высшего «Я». Прана связывает душу с внешним миром. В этой связи мы читаем в Чхандогья Упанишаде:
"Поистине для него, кто видит это, думает об этом, понимает это, жизненное дыхание или прана восходит от Высшего Я или Атмана; Надежда – от Атмана; Память – от Атмана; Пространство (или акаша) – от Атмана; Жар – от Атмана; Вода – от Атмана; Появление и Исчезновение – от Атмана;... действительно, весь этот мир – от Атмана (Чхандогья VII.xxvi.1) [3].